valery_pavlov (valery_pavlov) wrote,
valery_pavlov
valery_pavlov

Categories:

Миф о Сизифе в динамике

Когда мне было лет двадцать, "Миф о Сизифе" я понял вполне поверхностно. Как и положено молодому человеку, который обременен студенчеством, любимой женщиной, природной энергией (величина без вектора), соображениями о том, что взрослые все знают, я скоро стану совсем взрослым в прекрасном новом мире и пр. Будучи совершенно наивным в социальных заморочках при быстро меняющемся мире.
Любимая женщина меня через пару лет кинула, страна доедала остатки советской инфраструктуры и идеологии, наука двигалась по инерции непонятно куда, для какого производства или для какой сверхидеи. Ничьей этой мотивации в то время я не понимал даже приблизительно. Но не понимал, что не понимаю.
Из "Мифа о Сизифе", по которому готовил какой-то доклад на непрофильном коллоквиуме по философии, я вынес идею о бесконечности усилий и бессмысленности труда. Эта музыка будет вечной, и когда Сизиф кувырком полетит с горы, я заменю батарейки.
Сейчас все эти события, явления, мотивации и тексты стали объемнее.
На самом деле у Камю есть что почитать. Вселенная, которая любит и страдает, - это предпосылка для того, чтобы человек уверовал в Бога. Вот послушайте:

Если бы человек мог признать, что и Вселенная способна любить его и страдать, он бы смирился. Если бы мышление открыло в изменчивых контурах феноменов вечные отношения, к которым сводились бы сами феномены, а сами отношения резюмировались каким-то единственным принципом, то разум был бы счастлив. В сравнении с таким счастьем миф о блаженстве показался бы жалкой подделкой. Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы. Но из фактического присутствия этой ностальгии еще не следует, что жажда будет утолена. Стоит нам перебраться через пропасть, отделяющую желание от цели и утверждать вместе с Парменидом реальность Единого (каким бы оно ни было), как мы впадаем в нелепые противоречия. Разум утверждает всеединство, но этим утверждением доказывает существование различия и многообразия, которые пытался преодолеть. Так возникает второй порочный круг. Его вполне достаточно для того, чтобы погасить наши надежды.
http://www.modernlib.ru/books/kamyu_alber/mif_o_sizife/read/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments