valery_pavlov (valery_pavlov) wrote,
valery_pavlov
valery_pavlov

Не тем временем

У вполне уважаемого мною Александра Архангельского в последней программе про то "почему русское искусство сегодня неинтересно Западу" случилось несколько досадных, хотя и запрограммированных ошибок. Дискурс получился бессмысленным и пустым.
Это не трагично, но попробуем разобрать полеты.
Я думаю, что нет смысла разговаривать с семью випами в одной программе. Ту же системную ошибку формата постоянно повторял Дмитрий Быков в "Картине маслом". Если хотите испортить программу, позовите туда лоббистов (каждый бдет петь о своем: кто о мультиках, кто о режиссуре, кто о балете и пр.) и свадебного генерала Табакова (при всей к нему любви и уважухе).
Первый вопрос, который возникает здесь при упоминании "Запада" - кто этот Запад, какие культурные продукты он потребляет и в каких пропорциях. Есть ли портрет западного потребителя культуры? Причем условно западного - есть польская культура, есть французская, немецкая, американская, финская, сербская. Есть общие клише, есть то, что объединяет постхристианскую цивилизацию и т.д..
А потом появляется смысл проанализировать собственный культурный продукт. Кого и каким образом обслуживают современная и классическая русская культура?
Допустим голливудская продукция ориентирована на среднего американца. Поэтому если американцы снимают ужастик, триллер, вестерн или мистику, действие, как правило, происходит в глубинке (вот в т.ч. вышеупомянутое "Предчувствие"). Именно ее какбэ исследуют режиссер, сценарист, туда наводит свой бинокль или свою например пропаганду.
В современной русской массовой культуре им. дядюшки Эрнста бинокль смотрит в Москву. Или туда же, в американскую глубинку. Это какой-нибудь вторичный сериальный продукт от "Сони пикчерз", т.е пародия на первоисточник. Будет ли это интересно Западу? Очевидно - нет. Лучше уж посмотреть тупой оригинал, чем карикатуру на него. Это все очевидно.
Почему в нулевых были интересны и рукопожатны эксперименты китайцев или персов, тайцев или Кустурицы и пр.. Которые снимают, мифологизируют и пр. свою нацию, свои национальные коды? Не Пекин или Шанхай, или Техран, а именно глубинку, хребет нации.
Свое представление о мире, о событиях, о сути вещей. О любви и верности, о предательстве и вероломстве. О вере и отчаянии. О вечном.
Почему самые лучшие, признанные современные русские проекты были параллельны официальному мэйнстриму (например Попогребский с "Как я провел...") и сняты в такой глубинке, что уже дальше некуда? Потому, что вот это как раз интересно.
Почему неинтересно остальное?
Да потому, что современная русская культура обслуживает Москву или верхние касты. Москва поглощает талантливых и не очень людей из глубинки, которые призваны обслуживать правящие классы. Глубинка их не интересует, как она интересовала Чехова или Станиславского, Толстого или Бунина. Они смотрят в бинокль в обратном направлении и либо видят карликов, либо просто ненавидят то, что наблюдают.
Тогда откуда взяться корням?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments