valery_pavlov (valery_pavlov) wrote,
valery_pavlov
valery_pavlov

Представь себе реквием

 Симфоническую музыку лучше слушать живьем. Например как футбол в телевизоре не сравнится с футбольным присутствием на трибуне, с личной вовлеченностью в действо. 
Шестую симфонию Чайковского совершенно несправедливо называть "реквиемом" целиком. Дело в том, что четырехчастная симфоническая форма, принятая в 17-19 вв, немного устарела (знатоки в курсе, что там идет сначала соната, потом рондо с вариациями, потом скерцо, а потом апофеознах).
То есть симфония 19 в. представляет собой четыре ничем не связанных между собой произведения. Я подозреваю, что это было обусловлено следующим обстоятельством. В концертный зал собиралась туса, сливки общества. Которые пришли провести вечер как минимум минут на сорок, а то и на целый час. И их нужно было культурно развлекать. Не одним произведением (и даже не сборной солянкой), а целым концептом. Ну как вот спектакль отличается от антрепризы цельностью.
Потом появились экспериментаторы, они совершенно логично пытались связать симфонию в единое целое, делали ее одночастной, либо многочастной, но с вариациями на лейт-мотив и пр..
Да. Так вот реквиемом в шестой симфонии является только последняя, четвертая часть. Причем Чайковский здесь вольно или невольно стал какбэ новатором. Медленный по темпу реквием и является апофеозом. Чего ранее не было, четвертая часть всегда игралась бодрячком.   
Любая заслуженная экскурсоводша по миру классики вам расскажет о том, что через девять дней после премьеры шестой симфонии Петр Ильич скончался. Про стакан холерной воды, про то, что Чайковский плакал, когда писал свой реквием и т.д.. Все это так и не так.
Ну примерно - вот в этой части представляйте как тройка бежит по снегу, как трещит мороз и заливаются колокольчики. Или вот здесь - так шумит лес. Все это очень условно в музыке. Сравнения всегда хромают. Видеоряд зависит от воображения и состояния человека в данный момент времени. 
Собственно о реквиеме. По-моему лучшая интерпретация из того, что есть в интернете - это не Бернстайн и не холодные британские дирижеры, которые производят музыкальный пудинг.
Вы будете удивлены, лучший - это японец Хироюки Иваки. Наверное папа или мама у него были русскими. Посмотрите хотя бы на его выражение лица перед тем, как он собирается окунуться в океан страстей. Но в этом нет совсем кабака, там все очень сторого. И там есть поразительное для японца понимание русской музыки. 
www.youtube.com/watch


К сожалению автор не дал возможности разместить ролик с японским дирижером, поэтому даю только ссылку. 
Да, я думал - что определяет наличие русской культуры? Ее носители. В т.ч. и традиции провинциальных театров, симфонических оркестров и т.д.. Версия симфоний Чайковского от ростовской филармонии например очень профессиональна и достойна. И это обнадеживает. 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment